Критерии психического здоровья по З. Фрейду: умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. «Здорового человека определяет его способность уметь любить, работать и получать удовольствие»
Критерии психического здоровья по А. Маслоу: Сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации
Критерии психического здоровья по Э. Эриксону: Умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.
Критерии эмоционального здоровья по Альберту Эллису: 1) интерес к себе (здоровый или разумный эгоизм, а не эгоцентризм); 2) социальный интерес (внимательность и интерес к другим); 3) высокая толерантность к фрустрации; 4) гибкость; 5) принятие неопределенности (переносимость неопределенности с умеренным или низким дискомфортом); 6) приверженность к творческой деятельности ( и это не только про творчество как таковое); 7) объективное мышление; 8) самопринятие (взгляд на себя как на личность, имеющую и сильные, и слабые стороны); 9) принятие риска (любой наш выбор несет определенный риск); 10) ответственный гедонизм; 11) отсутствие идеализации; 12) ответственность за собственные эмоциональные реакции и нарушения.
16 критериев психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс: 1. Способность любить. 2. Способность работать. 3. Способность играть. 4. Способность создавать и поддерживать безопасные отношения. 5. Способность к автономии. 6. Постоянство образа себя и Другого. 7. Способность восстанавливаться после стресса (сила Эго). 8. Реалистичная и надежная самооценка. 9. Система ценностных ориентаций. 10. Способность выносить накал эмоций. 11. Рефлексия. 12. Ментализация. 13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании. 14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. 15. Чувство витальности. 16. Принятие того, что мы не можем изменить.
7 критериев психического здоровья согласно ВОЗ: 1) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; 2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; 3) критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам; 4) соответствие (адекватность) психических реакций социальным обстоятельствам и ситуациям; 5) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; 6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы; 7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
6 семян, необходимых, чтобы вырастить здорового ребенка. По Фреде Б. Фридман: 1) поддержка, 2) уважение и принятие, 3) право голоса; 4) безусловная любовь и привязанность; 5) постоянство; 6) безопасность.
Джеффри Янг. Потребности, удовлетворение которых важно для процветания: базовая безопасность, связь с другими, самостоятельность, самооценка, самовыражение и реалистичные ограничения. Если они удовлетворены, то обычно ребенок психологически преуспевает.